Образование в МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара

Уровень образования: Дошкольное образование.

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования.

Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

  • понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
  • обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
  • гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
  • свобода выбора программ и технологий;
  • экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Форма обучения:

Форма обучения: очная, групповая. На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Ст.17 п.5 формы обучения в Учреждении определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, и реализуются по основной общеобразовательной программе.

Нормативные сроки обучения:

Обучение проходят дети в возрасте 2-7 лет, нормативный срок освоения - 5 лет. ФГОС (Дошкольного образования) устанавливает требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 0

Численность обучающихся бюджета субъектов Российской Федерации - 0

Численность обучающихся за счет местного бюджета - 248

Итоговая аттестация не предусмотрена.

Цель образовательного процесса ДОУ:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

О языках, на которых осуществляется образование:

Обучение и воспитание воспитанников ведутся на русском языке

В 2023-2024 учебном году функционирует 9 групп общеразвивающей направленности:

- первая младшая группа (2-3 года)-1

- вторая младшая группа (3-4 года) – 2;

- средняя группа (4-5 лет) – 2;

- старшая группа (5-6 лет) – 1;

- подготовительная группа (6-7 лет) – 3.

Образовательный процесс в детском саду осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара (далее ООП ДОУ), разработанной на основе  ФГОС ДО , ФОП ДО.

Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 83» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах

В МБДОУ в разных возрастных общеразвивающих группах  воспитываются  дети с тяжелыми нарушениями  речи, дети с задержкой психического развития.  Ежегодно численность детей  с ОВЗ в  группах варьируется(8-12 человек). ДОУ посещает 1 ребенок - инвалид ( общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет.

Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы (АОП для детей с ТНР, АОП для детей с ЗПР).

Рабочая программа воспитания

Основная общеобразовательная программа- программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад 83 г.о. Самара в соответствии с ФОП. Вводится в действие с 01.09.2023 г. Приказ № 18-од от 14.04.2023г.

Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования

Краткая презентация образовательной программы

Аннотация примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы"

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий:

Аннотация к парциальной программе физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"

Парциальная программа физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"

Аннотация к программе «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»

Программа "Юный эколог". Младшая группа

Программа "Юный эколог". Средняя группа

Программа "Юный эколог". Старшая группа

Программа "Юный эколог". Подготовительная группа

Рабочие программы педагогов:

Аннотации к рабочим программам 

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы №5 

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 2 

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 1 

Рабочая программа воспитателя средней группы № 7 

Рабочая программа воспитателя средней группы № 8 

Рабочая программа воспитателя старшей группы № 4  

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 6 

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 3 

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 9 

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта 

Рабочая программа педагога-психолога 

Рабочая программа инструктора по физической культуре 

Рабочая программа музыкального руководителя 

Учебный план:

Учебный план разработан в соответствии с:

Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно — эпидемиологические требования к  организации общественного питания населения».

«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Учебный план на 2023-2024 уч.год  

Обеспечение образовательного процесса

Календарный учебный график  на 2023-2024 учебный год

Календарный план воспитательной работы  на 2022-2023 учебный год

Режим дня на холодный период года, 2023-2024 

Непосредственно образовательная деятельность на холодный период, 2022-2023  

Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 83» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах

В 2022-2023 учебном году ДОУ посещает 1 ребенок - инвалид (общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет. 9 детей с ТНР, 2 ребенка с ЗПР.

В МБДОУ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются совместно с воспитанниками без нарушения здоровья по адаптированной образовательной программе (АОП для детей с ТНР,  АОП для детей с ЗПР),  индивидуальным маршрутам развития. В ДОУ разработаны программы на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. Дети-инвалиды по индивидуальной программе реабилитации.

Адаптированные программы

МБДОУ "Детский сад № 83" г.о. Самара - дошкольное учреждение общеразвивающего вида. Учреждение посещают дети с ТНР и ЗПР, что требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуальных маршрутов развития. В ДОУ разработаны программы на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. В программы вносятся изменения по мере необходимости. Мы следуем за ребенком.

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.

Приказ о создании ППк на 2022-2023 учебный год.

Для детей с ОВЗ и инвалидов работают учитель-логопед(оборудован кабинет), педагог – психолог(оборудована сенсорная комната). Есть  музыкальный и спортивный зал, медицинский кабинет.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.

С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.

Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей, условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные.

Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами, техническими средствами обучения, что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок

В нашем ДОУ обучаются и воспитываются три ребенка инвалида в  общеразвивающих группах .

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.

Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

С самого начала дети попали под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают опытные воспитатели, логопед, педагог- психолог.

Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям инвалидам задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность.

Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто затрудняется.

Для детей с ОВЗ написаны адаптированные программы.

Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:

  • «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
  • «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Наши дети включены в вариант « Полной инклюзии».

В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей.

В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями .Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности .

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Дети живут вместе в компенсирующей группе детского сада
  • Специалисты помогают детям.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

  • Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные
  • Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Правила инклюзивного образовательного учреждения

  • Все воспитанники равны в детском сообществе
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие

  • Он достаточно гибок
  • Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком
  • Он уважает индивидуальные различия
  • Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива
  • Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.

Организация доступности объекта для инвалидов

 № п/п

 Категория инвалидов (вид нарушения)

  Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*

 1

 Все категории инвалидов

  Доступно условно

 2

 Передвигающиеся на креслах-колясках

  Доступно условно

 3

 С нарушениями опорно-двигательного аппарата

  Доступно условно

 4

 С нарушением зрения

  Доступно условно

 5

 С нарушением слуха

  Доступно условно

 6

 С нарушениями умственного развития

  Доступно условно

Организация доступности основных структурно-функциональных зон

 № п/п

 Основные структурно-функциональные зоны

 Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов

 1

 Территория, прилегающая к зданию (участок)

  доступно частично избирательно

 2

 Входы/выходы в здание/из здания

  доступно частично избирательно

 3

 Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

  доступно частично избирательно

 4

 Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

  доступно частично избирательно

 5

 Санитарно-гигиенические помещения

  доступно частично избирательно

 6

 Система информации и связи (на всех зонах)

  доступно частично избирательно

 7

 Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

  доступно частично всем

Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)

  • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
  • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
  • игрушки-забавы
  • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
  • музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
  • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
  • наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
    фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
  • игрушки-самоделки и разных материалов
  • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
  • натуральные объекты: объекты растительного мира
  • реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
  • дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).

2.Технические средства обучения

Технические устройства (аппаратура)

  • мультимедийные проекторы
  • мультимедийные экраны
  • магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
  • телевизоры
  • периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
  • звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
  • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы

3.Учебно- методическое обеспечение

  • учебные пособия
  • методические разработки

4. Художественные средства

  • предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;

5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)

Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;

6.Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие;

Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве

7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении

  • помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
  • помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
  • помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
  • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
  • противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
  • гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;

Выбор средств обучения зависит от

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • типа и структуры занятия количества детей;
  • интереса детей
  • конкретных образовательных задач
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.

 

Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.

Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые классы  и  классы КРО.

 

Опрос

Уважаемые родители! Предлагаем Вам пройти опрос по удовлетворенности работы детского сада. Для нас очень важно Ваше мнение!

В рамках мероприятий по защите детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию, а также популяризации темы по защите персональных данных несовершеннолетних открыт специальный сайт http://персональныеданные.дети, где размещены материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий.

Документальный фильм

Фильм, посвященный учителям и воспитателям, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь"

Министерство труда