Образование в МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара

Уровень образования: Дошкольное образование.

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования.

Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:

  • понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
  • обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
  • гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
  • свобода выбора программ и технологий;
  • экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Форма обучения:

Форма обучения: очная, групповая. На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Ст.17 п.5 формы обучения в Учреждении определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, и реализуются по основной образовательной программе.

Нормативные сроки обучения:

Обучение проходят дети в возрасте 2-7 лет, нормативный срок освоения - 5 года. ФГОС (Дошкольного образования) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 0

Численность обучающихся бюджета субъектов Российской Федерации - 0

Численность обучающихся за счет местного бюджета - 248

Итоговая аттестация не предусмотрена.

Цель образовательного процесса ДОУ:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

О языках, на которых осуществляется образование:

Обучение и воспитание воспитанников ведутся на русском языке

В 2021-2022 учебном году функционирует 9 групп общеразвивающей направленности:

-1 младшая группа (2-3года ) – 1 (группа № 5- 25 детей);

- вторая младшая группа (3-4 года) – 1( группа № 4 – 34 ребенка);

- средняя группа (4-5 лет) – 3: группа №3-  30 детей, группа № 6- 22 ребенка, группа № 9- 22 ребенка);

- старшая группа (5-6 лет) – 2: группа № 1 – 29 детей, группа № 2  - 29 детей;

- подготовительная группа (6-7 лет) – 2: группа № 7 -29 детей, группа № 8 – 29 детей.

Образовательный процесс в детском саду осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара (далее ООП ДОУ), разработанной на основе  общеобразовательной Программы «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М. Мозаика- синтез, 2019.

Успешно реализуются парциальные программы:

  • «Юный эколог» - автор С.Н. Николаева;
  • «Программа развития речи дошкольников» - автор О.С. Ушакова;
  • «Малыши- крепыши» - Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет О.В. Бережнова, В.В. Бойко ;

Работа по указанным программам обеспечивает высокий уровень развития детей и качественной подготовки к школе.

В  2019- 2020 г.г.  в детском саду под руководством научного руководителя открыта и успешно действует проектная площадка по направлению  «Взаимодействие участников образовательных отношений в формировании физических компетенций».

Рабочая программа воспитания

Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования

Краткая презентация образовательной программы

Аннотация примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы"

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" 

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий:

Аннотация к парциальной программе физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"

Парциальная программа физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"

Аннотация к программе «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»

Программа "Юный эколог". Младшая группа

Программа "Юный эколог". Средняя группа

Программа "Юный эколог". Старшая группа

Программа "Юный эколог". Подготовительная группа

Аннотация к парциальной программе «Изобразительная деятельность в детском саду»

Рабочие программы педагогов:

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы №5 

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 4 

Рабочая программа воспитателя средней группы № 3 

Рабочая программа воспитателя средней группы № 6 

Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 

Рабочая программа воспитателя старшей группы № 1 

Рабочая программа воспитателя старшей группы № 2 

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 7 

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 8 

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта 

Рабочая программа педагога-психолога 

Рабочая программа инструктора по физической культуре 

Рабочая программа музыкального руководителя 

Учебный план:

Учебный план разработан в соответствии с:

Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно — эпидемиологические требования к  организации общественного питания населения».

«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Учебный план на 2021-2022 уч.год  

Обеспечение образовательного процесса

Календарный учебный график  на 2021-2022 учебный год

Режим дня на тёплый период года, 2022 

Расписание НОД на летний период, 2022 год 

План летней оздоровительной работы на 2022 год 

Непосредственно образовательная деятельность на летний период,2022 год  

Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 83» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах

В МБДОУ в разных возрастных общеразвивающих группах  воспитываются  дети с тяжелыми нарушениями  речи. Ежегодно численность детей  с ОВЗ в  группах варьируется(2-10 человек). ДОУ посещает 1 ребенок - инвалид (общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет.

Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы (АОП для детей с ТНР)

В МБДОУ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются совместно с воспитанниками без нарушения здоровья по адаптированной образовательной программе (АОП), дети-инвалиды по индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В МБДОУ в разных возрастных общеразвивающих группах  воспитываются  дети с тяжелыми нарушениями  речи, дети с задержкой психического развития.  Ежегодно численность детей  с ОВЗ в  группах варьируется(10-14 человек). ДОУ посещает 1 ребенк - инвалид ( общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет.

Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы (АОП для детей с ТНР, АОП для детей с ЗПР).

Адаптированные программы

МБДОУ "Детский сад № 83" г.о. Самара - дошкольное учреждение общеразвивающего вида. Учреждение посещают дети с ТНР, что требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуальных маршрутов развития. В ДОУ разработаны программы на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. В программы вносятся изменения по мере необходимости. Мы следуем за ребенком.

Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи..

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Приказ о создании ППк на 2021-2022 учебный год.

Для детей с ОВЗ и инвалидов работают учитель-логопед(оборудован кабинет), педагог – психолог(оборудована сенсорная комната). Есть  музыкальный и спортивный зал, медицинский кабинет.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.

С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.

Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей, условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные.

Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами, техническими средствами обучения, что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок

В нашем ДОУ обучаются и воспитываются три ребенка инвалида в  общеразвивающих группах .

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.

Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

С самого начала дети попали под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают опытные воспитатели, логопед, педагог- психолог.

Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям инвалидам задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность.

Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто затрудняется.

Для детей с ОВЗ написаны адаптированные программы.

Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:

  • «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
  • «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Наши дети включены в вариант « Полной инклюзии».

В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей.

В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями .Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности .

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.

  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Дети живут вместе в компенсирующей группе детского сада
  • Специалисты помогают детям.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

  • Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные
  • Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Правила инклюзивного образовательного учреждения

  • Все воспитанники равны в детском сообществе
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие

  • Он достаточно гибок
  • Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком
  • Он уважает индивидуальные различия
  • Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива
  • Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.

Организация доступности объекта для инвалидов

 № п/п

 Категория инвалидов (вид нарушения)

  Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)*

 1

 Все категории инвалидов

  Доступно условно

 2

 Передвигающиеся на креслах-колясках

  Доступно условно

 3

 С нарушениями опорно-двигательного аппарата

  Доступно условно

 4

 С нарушением зрения

  Доступно условно

 5

 С нарушением слуха

  Доступно условно

 6

 С нарушениями умственного развития

  Доступно условно

Организация доступности основных структурно-функциональных зон

 № п/п

 Основные структурно-функциональные зоны

 Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов

 1

 Территория, прилегающая к зданию (участок)

  доступно частично избирательно

 2

 Входы/выходы в здание/из здания

  доступно частично избирательно

 3

 Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

  доступно частично избирательно

 4

 Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

  доступно частично избирательно

 5

 Санитарно-гигиенические помещения

  доступно частично избирательно

 6

 Система информации и связи (на всех зонах)

  доступно частично избирательно

 7

 Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

  доступно частично всем

Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)

  • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
  • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
  • игрушки-забавы
  • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
  • музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
  • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
  • наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
    фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
  • игрушки-самоделки и разных материалов
  • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
  • натуральные объекты: объекты растительного мира
  • реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
  • дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).

2.Технические средства обучения

Технические устройства (аппаратура)

  • мультимедийные проекторы
  • мультимедийные экраны
  • магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
  • телевизоры
  • периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
  • звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
  • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы

3.Учебно- методическое обеспечение

  • учебные пособия
  • методические разработки

4. Художественные средства

  • предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;

5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)

Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;

6.Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие;

Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве

7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении

  • помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
  • помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
  • помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
  • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
  • противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
  • гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
  • учет дидактических целей
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;

Выбор средств обучения зависит от

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  • типа и структуры занятия количества детей;
  • интереса детей
  • конкретных образовательных задач
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.

 

Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.

Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые классы  и  классы КРО.

 

Опрос

Уважаемые родители! Предлагаем Вам пройти опрос по удовлетворенности работы детского сада. Для нас очень важно Ваше мнение!

В рамках мероприятий по защите детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию, а также популяризации темы по защите персональных данных несовершеннолетних открыт специальный сайт http://персональныеданные.дети, где размещены материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий.

Документальный фильм

Фильм, посвященный учителям и воспитателям, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь"

Министерство труда

Налоги 2020