Образование в МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара
Уровень образования: Дошкольное образование.
Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования.
Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
- понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
- свобода выбора программ и технологий;
- экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Форма обучения:
Форма обучения: очная, групповая. На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Ст.17 п.5 формы обучения в Учреждении определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, и реализуются по основной образовательной программе.
Нормативные сроки обучения:
Обучение проходят дети в возрасте 2-7 лет, нормативный срок освоения - 5 лет. ФГОС (Дошкольного образования) устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 0
Численность обучающихся бюджета субъектов Российской Федерации - 0
Численность обучающихся за счет местного бюджета - 248
Информационная справка по воспитанникам
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Цель образовательного процесса ДОУ:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития воспитанников;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
О языках, на которых осуществляется образование:
Обучение и воспитание воспитанников ведутся на русском языке
В 2022-2023 учебном году функционирует 9 групп общеразвивающей направленности:
-1 младшая группа (2-3года ) – 1 (группа № 5- 30 детей);
- вторая младшая группа (3-4 года) – 2 ( группа № 7 – 30 детей, группа № 8 - 30 детей);
- средняя группа (4-5 лет) – 1( группа №4 - 30 детей);
- старшая группа (5-6 лет) – 3 (группа № 3 – 28 детей, группа № 6 - 22 ребенка, группа № 9 - 22 ребенка);
- подготовительная группа (6-7 лет) – 2 (группа № 1 -27 детей, группа № 2 – 29 детей).
Образовательный процесс в детском саду осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара (далее ООП ДОУ), разработанной на основе общеобразовательной Программы «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (М. Мозаика- синтез, 2019.
Успешно реализуются парциальные программы:
- «Юный эколог» - автор С.Н. Николаева;
- «Программа развития речи дошкольников» - автор О.С. Ушакова;
- «Малыши- крепыши» - Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет О.В. Бережнова, В.В. Бойко ;
Работа по указанным программам обеспечивает высокий уровень развития детей и качественной подготовки к школе.
Основная общеобразовательная программа- программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад 83 г.о. Самара в соответствии с ФОП. Вводится в действие с 01.09.2023 г. Приказ № 18-од от 14.04.2023г.
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования
Краткая презентация образовательной программы
Аннотация примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы"
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий:
Аннотация к парциальной программе физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"
Парциальная программа физического воспитания детей от 3 -7 лет "Малыши-крепыши"
Аннотация к программе «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»
Программа "Юный эколог". Младшая группа
Программа "Юный эколог". Средняя группа
Программа "Юный эколог". Старшая группа
Программа "Юный эколог". Подготовительная группа
Рабочие программы педагогов:
Аннотации к рабочим программам
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы №5
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 7
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 8
Рабочая программа воспитателя средней группы № 4
Рабочая программа воспитателя старшей группы № 3
Рабочая программа воспитателя старшей группы № 6
Рабочая программа воспитателя старшей группы № 9
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 1
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы № 2
Рабочая программа педагога-психолога
Рабочая программа инструктора по физической культуре
Рабочая программа музыкального руководителя
Учебный план:
Учебный план разработан в соответствии с:
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013 г. № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно — эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Учебный план на 2022-2023 уч.год
Обеспечение образовательного процесса
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
Режим дня на холодный период года, 2022-2023
Непосредственно образовательная деятельность на холодный период, 2022-2023
Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 83» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах
В 2022-2023 учебном году ДОУ посещает 1 ребенок - инвалид (общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет. 9 детей с ТНР, 2 ребенка с ЗПР.
В МБДОУ дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются совместно с воспитанниками без нарушения здоровья по адаптированной образовательной программе (АОП для детей с ТНР, АОП для детей с ЗПР), индивидуальным маршрутам развития. В ДОУ разработаны программы на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. Дети-инвалиды по индивидуальной программе реабилитации.
Адаптированные программы
МБДОУ "Детский сад № 83" г.о. Самара - дошкольное учреждение общеразвивающего вида. Учреждение посещают дети с ТНР и ЗПР, что требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуальных маршрутов развития. В ДОУ разработаны программы на каждого ребенка с учетом особенностей его развития. В программы вносятся изменения по мере необходимости. Мы следуем за ребенком.
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР.
Приказ о создании ППк на 2022-2023 учебный год.
Для детей с ОВЗ и инвалидов работают учитель-логопед(оборудован кабинет), педагог – психолог(оборудована сенсорная комната). Есть музыкальный и спортивный зал, медицинский кабинет.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей, условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные.
Все кабинеты и зал оснащены информационными и электронными ресурсами, техническими средствами обучения, что доступно детям с ОВЗ и инвалидам.
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок
В нашем ДОУ обучаются и воспитываются три ребенка инвалида в общеразвивающих группах .
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах России функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.
Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.
Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.
Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.
С самого начала дети попали под пристальное, но ненавязчивое внимание различных специалистов. Единой командой работают опытные воспитатели, логопед, педагог- психолог.
Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям инвалидам задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность.
Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто затрудняется.
Для детей с ОВЗ написаны адаптированные программы.
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:
- «точечной инклюзией» называется , когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
- «Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Наши дети включены в вариант « Полной инклюзии».
В работе с семьей воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там заметно неблагополучие. Прикасаясь к деликатной сфере семейных отношений, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями детей.
В то же время большие возможности содержатся в различных формах фронтальной работы с родителями .Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимному взаимопониманию, объединению их усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности .
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие.
- Включение – это больше, чем интеграция
- Дети живут вместе в компенсирующей группе детского сада
- Специалисты помогают детям.
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
- Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные
- Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
- Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивного образовательного учреждения
- Все воспитанники равны в детском сообществе
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие
- Он достаточно гибок
- Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком
- Он уважает индивидуальные различия
- Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива
- Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.
Организация доступности объекта для инвалидов
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов |
Доступно условно |
2 |
Передвигающиеся на креслах-колясках |
Доступно условно |
3 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Доступно условно |
4 |
С нарушением зрения |
Доступно условно |
5 |
С нарушением слуха |
Доступно условно |
6 |
С нарушениями умственного развития |
Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
доступно частично избирательно |
2 |
Входы/выходы в здание/из здания |
доступно частично избирательно |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
доступно частично избирательно |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
доступно частично избирательно |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
доступно частично избирательно |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
доступно частично избирательно |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
доступно частично всем |
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
2.Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
- телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
3.Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
6.Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятия количества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий приспособлено для использования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории воспитанников предусмотрены кабинеты – логопедический кабинет, кабинет дефектолога. На территории, рядом с центральной калиткой , имеется пандус.
Стипендий, общежития, интерната не имеем. Выпускников не трудоустраиваем.
Выпускники поступают (в том числе с ОВЗ и инвалиды) в массовые классы и классы КРО.