Информация о созданных в МБДОУ « Детский сад № 83» г. о. Самара условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидах.
Паспорт доступности приоритетного объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 83» г.о. Самара не предусматривает наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособлений специализированного назначения, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Детский сад гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Имеется вариант интернет сайта детского сада для слабовидящих.
В МБДОУ функционируют 9 групп общеразвивающей направленности. В 2022-2023 учебном году ДОУ посещает 1 ребенок - инвалид (общего заболевания). Детей с трудностями в передвижении нет. 9 детей с ТНР, 2 ребенка с ЗПР. Для работы с данной категорией детей разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ТНР. Для детей с ОВЗ и инвалидов работает кабинет учителя-логопеда , кабинет педагога-психолога, музыкальный и спортивный залы, медицинский, процедурный кабинеты, изолятор, групповые комнаты. Прогулочные участки в ДОУ огорожены, озеленены, оснащены навесами, игровым оборудованием, соответствующим нормативными документами. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей. Игровые площадки защищены от уличных опасностей забором. Здание, игровая площадка, оборудование содержится в чистоте и хорошем состоянии, исключающем опасность детей: нет острых углов, заноз, гвоздей, оборудование закреплено, электрические розетки снабжены электрическими колпачками, все химикаты, моющие средства закрыты и недоступны для детей.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно – развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский работник, инструктор по физической культуре. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидами, имеют педагогическое образование, аттестованы на 1 или высшую квалификационную категорию. Каждые 3 года повышают квалификацию.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. С родителями (законными представителями ) данной категории детей педагоги проводят просветительскую работу для успешной социализации.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка. Продолжительность различных видов деятельности, их рациональное чередование соответствует требованием СанПиН. Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы. Дети с ОВЗ и инвалиды осуществляют прием пищи в групповых комнатах и в соответствии с 10-дневным меню наравне с другими детьми ДОУ.
Дети инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Интернет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Предметно-пространственная среда, условия охраны жизни и здоровья детей, условия питания для детей с ОВЗ и инвалидов созданы благоприятные. Безопасность среды, питания, здоровья регулируются внутренними нормативно-локальными актами на основе законодательства РФ. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, релаксационное оборудование Мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. Санитарные правила содержания детского сада выполняются.
Организация доступности объекта для инвалидов и детей с ОВЗ
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1 |
Все категории инвалидов |
Доступно условно |
2 |
Передвигающиеся на креслах-колясках |
Дотсупно условно |
3 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата |
Доступно условно |
4 |
С нарушением зрения |
Доступно условно |
5 |
С нарушением слуха |
Доступно условно |
6 |
С нарушениями умственного развития |
Доступно условно |
Организация доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
доступно частично избирательно |
2 |
Входы/выходы в здание/из здания |
доступно частично избирательно |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
доступно частично избирательно |
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
доступно частично избирательно |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
доступно частично избирательно |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
доступно частично избирательно |
7 |
Пути движения к объекту (от остановки транспорта) |
Доступно частично всем |
Средства обучения и воспитания воспитанников, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками групп общеразвивающей направленности, и воспитанниками с ОВЗ и инвалидами, используются следующие средства обучения и воспитания:
1. Предметы материальной культуры. Игрушки (в том числе, больших размеров)
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры
- игрушки-забавы
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.)
- наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.; - технические игрушки:
фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др. - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.
- игрушки-самоделки и разных материалов
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», и др.
- натуральные объекты: объекты растительного мира
- реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.
- дидактический материал (в том числе, раздаточный материал).
2.Технические средства обучения
Технические устройства (аппаратура)
- мультимедийные проекторы
- мультимедийные экраны
- магнитофоны, музыкальные центры, ноутбуки, музыкальные центры
- телевизоры
- периферийные устройства (мониторы, клавиатура, принтеры, сканеры, звуковые колонки и др.); Дидактические средства обучения (носители информации)
- звуковые – аудиозаписи музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации, электронные дидактические игры, фильмы
3.Учебно- методическое обеспечение
- учебные пособия
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература и др.;
5.Средства наглядности (плоскостная наглядность)
Плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин/), предметные картинки, календарь природы и пр.;
6.Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие;
Тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве
7.Средства стимулирование познавательной деятельности» помощь в обучении
- помощь–замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос подсказывает ход решения задачи)
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий)
- помощь – сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из неё)
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач)
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеет, т.е. «сопротивление» познавательного материала
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников
- гармоничное использование разнообразны средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
Выбор средств обучения зависит от
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- типа и структуры занятия, количества детей;
- интереса детей
- конкретных образовательных задач
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Организация работы в условиях детского сада с инвалидами и лицами с ОВЗ включает в себя
- применение современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности в рамках общеобразовательной программы
- организацию деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки карты индивидуального развития воспитанников с ОВЗ
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом
- организацию деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи воспитанников учителем логопедом
- создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ
- организацию взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия)
- проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогом с целью устранения пробелов общего развития воспитанников
материально-техническое оснащение (кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, спортивный зал, спортивная площадка, сенсорная комната, музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет).